Общайтесь с нами в социальных сетях
Мы В контактеМы В Facebook
 НОВОСТИ   ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ   БИБЛИОТЕКА   КОНКУРСЫ И ВОПРОСЫ   О ПРОЕКТЕ 













20 октября 2007 г. авиационная общественность будет отмечать 60 лет со дня создания «almamater» отечественных летчиков-испытателей и штурманов-испытателей, которая с 17 сентября 1984 г. носит имя выдающегося летчика-испытателя Александра Васильевича Федотова (1932 – 1980 гг.).

До 1947 г. авиационные КБ и серийные авиазаводы сами набирали летчиков для испытаний авиатехники. На испытательную работу приходили разного уровня профессиональной подготовки. В целом испытательная работа на предприятиях авиапромышленности СССР проводилась методом проб и ошибок. Не случайно временем появления Школы летчиков-испытателей (ШЛИ) стала вторая половина 40-х годов. Победоносно закончилась Великая Отечественная война. У государства высвободились ресурсы. В это время начала активно разрабатываться реактивные самолеты. С появлением реактивной авиатехники особенно остро встал вопрос о новом подходе к летным испытаниям, о создании единой методике испытаний самолетов, а впоследствии и вертолетов. Инициатором создания ШЛИ был выдающийся отечественный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Михаил Михайлович Громов (1899 – 1985 гг.), работавший после окончания Великой Отечественной войны до 1955 г. в Министерстве авиационной промышленности (МАП) СССР на различных руководящих постах, в частности, начальником Управления летной службы. Первым начальником ШЛИ был назначен известный летчик-испытатель, генерал-майор авиации Михаил Васильевич Котельников (1904 - 1953 гг.).

Как считает выпускник ШЛИ второго набора самолетного отделения (1951 – 1953 гг.) Валентин Петрович Васин, впоследствии ставший одним из ведущих летчиков-испытателей ЛИИ, Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР, генерал-майором авиации, за более чем полувековой период своего существования ШЛИ прошла несколько этапов в своем развитии.

Первый этап охватывает временной период с 1947 г. и приблизительно до 1960 г.В эти годы в ШЛИ в основном принимали летчиков строевых частей и летчиков-инструкторов авиационных училищ. В отборе слушателей даже принимали участие структуры ВВС страны. При поступлении военные летчики должны были иметь не менее 1 тыс часов налета. Начиная с четвертого набора самолетного отделения (1957 – 1958 гг.) при поступлении в ШЛИ летчиков начали демобилизовывать из армии. В первый период существования процесс обучения был рассчитан на два года, во время которого слушатели проходили теоретическую и практическую программы и осваивали не менее 12-15 типов самолетов, а также пилотирование вертолетов. С 1955 г. в ШЛИ начали готовить штурманов-испытателей, а с 1959 г. – летчиков для испытаний вертолетов. При выпуске выдавалось свидетельство летчика-испытателя и штурмана-испытателя 3-го класса МАП СССР с правом полетов на всех типах опытных и серийных летательных аппаратов.

Второй период, по мнению В.П.Васина, охватывает 60-е и 70-е годы. С первой половины 60-х годов в ШЛИ начали принимать летчиков, демобилизованных из армии в связи с сокращением Вооруженных сил, и работающих на момент поступления в гражданской авиации, а так же летчиков-спортсменов их системы ДОСААФ СССР. С 1959 г. в ШЛИ начали готовить летчиков-испытателей для Государственного НИИ Гражданской авиации и с 60-х годов для Министерства радиопромышленности. Срок обучения в ШЛИ был сокращен до полутора лет, так на серийных авиазаводах ощущалась острая нехватка летчиков-испытателей. Должность летчика-испытателя в этот период была номенклатурой МАП СССР. К испытательной работе допускались только летчики, имеющие диплом об окончании ШЛИ. Отбор поступающих в ШЛИ проходил под контролем Управления летной службы МАП.

Третий период, по мнению специалистов отрасли, – это временной отрезок с начала 80-х годов до 1991 г. Программа обучения в ШЛИ время от времени сокращалась до одного года. В этотпериоддолжность летчика-испытателя была переведена в номенклатуру начальника предприятия, директора авиазавода. Прием на работу летчиком-испытателем в основном на серийные авиазаводы начали осуществлять по распоряжению директора предприятия без визы начальника Управления летной службы МАП СССР. В зависимости от стажа предварительной летной деятельности, полученных знаний и результатов экзаменов при окончании учебы в ШЛИ начали выдавать свидетельства летчиков-испытателей 3-го, 4-го и 5-го (самого низшего) класса. Начиная со второй половины 80-х годов начинается постепенно уменьшаться средства, выделяемые ШЛИ на подготовку летчиков- и штурманов-испытателей со стороны МАП. Без преувеличения можно сказать, что 23-й выпуск самолетного отделения ШЛИ (1987-1989 гг.) был последним, когда сработала четкая и стройная система обора и подготовки летчиков-испытателей для еще мощной авиапромышленности страны, но когда уже наметились признаки глубокого системного кризиса в стране и отрасли.

Четвертый период функционирования ШЛИ начинается с момента развала СССР (декабрь 1991 г.) и продолжается до наших дней. В этот период слушатели в ШЛИ направляются предприятиями, которые выделяют средства на обучение командированных специалистов. В 90-е годы при постоянной реорганизации структур управления отраслью ответственность за профессиональную подготовку летчика-испытателя возложена на руководство летных служб предприятий и авиазаводов. Именно предприятия и авиазаводы начинают диктовать ШЛИ программу подготовки в зависимости от объема, выделяемых ими средств. Кандидатов для поступления в ШЛИ начинают готовить на предприятиях и авиазаводах. Началась практика прохождения слушателем вначале теоретического курса, а затем через несколько лет – практического курса и сдача выпускных экзаменов, а период прохождениядвух курсов – работа летчиком-испытателем 3-го или 4-го класса. В этот период времени в ШЛИ обучались и окончили с получением диплома летчики-испытатели зарубежных государств.

В начале ХХI века авиационные КБ, не имея необходимого количества средств для подготовки летчиков-испытателей ШЛИ при ЛИИ им. М.М.Громова, начали приглашать к себе на работу военных летчиков-испытателей, окончивших ШЛИ ГЛИЦ им. В.П.Чкалова (г. Ахтубинск).

По такому пути, например, пошла фирма им. А.И.Микояна в прошедшем пятилетии. Как логический результат происходящих в авиапромышленности процессов, можно охарактеризовать итоги работы ШЛИ в 2006 г.:после выпуска осенью прошедшего года небольшой группы летчиков-испытателей для серийных авиазаводов состоялось очередное значительное повышение стоимости обучения в ШЛИ. В конце 2006 г. ШЛИ не смогла набрать новую группу слушателей.

Андрей СКВОРЦОВ

(При подготовке публикации использовалась статья В.П.Васина «Этапы полувекового пути», написанная в 1997 г.)

Логин:
Пароль:
помнить меня
[ регистрация ]


Экспозиции
Экскурсии
Экспонаты
Коллекции
Выставки
Книга отзывов
Публикации
Фотогалерея
Жуковский клуб
исторического
виртуального
пилотирования

Поисковая работа
Жуковские сувениры
Схема проезда
Время работы

    Rambler's Top100