Общайтесь с нами в социальных сетях
Мы В контактеМы В Facebook
 НОВОСТИ   ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ   БИБЛИОТЕКА   КОНКУРСЫ И ВОПРОСЫ   О ПРОЕКТЕ 













В городском округе Жуковский появилась своя "слобода".Это событие не осталось незамеченным городскими СМИ, http://www.zhukvesti.ru/articles/detail/33001/ http://www.zhukvesti.ru/articles/detail/32968/ которые сделали несколько репортажей об данном явлении культуры.

Кто еще не понял, речь идет о клубе "народных" традиций, с очень символичным названием "Жуковская слобода" http://vk.com/juksloboda , которые организовали во Доме ученых ЦАГИ два танцевальных вечера с элементами фольклора. Правда, сами идейные вдохновители клуба и организаторы вечеров называют данное мероприятие - "вечора", и утверждают, что такие мероприятия были традиционными для русского народа.

Не знаю, как для русского народа, но для города Жуковский, как некоего центра пересечения культурных, технологический, финансовых и политических потоков, такие мероприятия вполне уместны, потому что они как нельзя лучше высвечивают всю силу и все слабости городского истеблишмента или если хотите "бомонда".

Сначала о слабостях? Начну по порядку. Само название клуба- "Жуковская слобода" лично у меня, как у сотрудника городского музея вызывает недоумение.

СЛОБОДА

(свобода) - вид поселений в феод. России. Первые упоминания о С. относятся к 11 в. В 12 - 1-й пол. 16 вв. С. - отд. поселения, в т. ч. около города-крепости, или группа поселений, иногда целая округа, жители к-рых освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население (отсюда назв. "С."). В период организации С. они получали и др. временные льготы. Их предоставление было одним из способов привлечения в С. непосредств. производителей, в частности из соседних княжеств. С. организовывали великие и удельные князья, а также отд. светские и церк. феодалы на землях, на к-рые ими были получены иммунитетные грамоты. Население С. несло повинности в пользу владельца земли, на к-рой находилась С. В это время возникли С. княж. ремесленников Москвы (Барашская, Басманная, Бронная, Кадашевская, Сыромятная и др.) и др. городов, промысловые и земледельч. великокняж. и частновладельч. С. в уездах (несколько рыбных С., Новая Соль, или Холуй, Александровская, Решемская и т. д.) и частновладельч. С. на белых землях в городах. В 16 в. в городах начали формироваться С. служилых людей по прибору (стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казенных ремесленников (кузнецов, оружейников, кирпичников и др.), а также иностранцев (см. Иноземные слободы). Их население, освобожденное от тягла, было обязано исполнять определенный вид службы. Со 2-й пол. 16 в. с лишением иммунитетных прав происходит включение населения части государевых и частновладельч. С. в разряд тяглого населения. В 1649-52 были ликвидированы частновладельч. С. в городах (см. "Посадское строение"). В 1-й пол. 18 в. в связи с созданием регулярной армии в разряд тяглого населения были включены и служилые люди по прибору. Сохранив свое назв. "С.", уездные С. превратились в обычные села и деревни или в поселения гор. типа (Борисоглебская (см. Тутаев), Вязниковская (совр. г. Вязники), Рыбная (см. Рыбинск) и др.), а С. городов в гор. кварталы. В 19 - нач. 20 вв. назв. "С." получали иногда окологородные пром. поселки (напр., Дангауэровская С., возникшая ок. Москвы). Назв. "С." сохранилось до наст. времени в наименовании нек-рых населенных пунктов.

Лит.: Богоявленский С. К., Моск. слободы и сотни в XVII в., в сб.: Моск. край в его прошлом, ч. 2, М., 1930; Веселовский С. Б., Феод. землевладение Сев.-Вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947; Смирнов П. П., Посадские люди и их клас. борьба до сер. XVII в., т. 1-2, М.-Л., 1947-48; Тихомиров M. H., Средневековая Москва в XIV-XV вв., (М.), 1957.

Ну, то есть слово "СЛОБОДА" обозначает какое-то поселение у города. В наших окрестностях есть две населенных пункта с аналогичными названием "Михайловская слобода" и "Зеленая или Зеленина слобода", где как раз и жили ямщики, и город тоже был БОРОВЕЦ, уничтоженный по некоторым данным татаро-монгольскими полчищами в 12 веке, хотя лично ясчитаю, что это были: Юрий Долгорукий и Дмитрий Донской в 8 и 13 веках, о чем как раз и свидетельствуют археологические слои в этих местах.

Однако, оба названия слобод "Михайловская" и "Зеленая" скрывают данную информацию и относят нас: первое к имени первого русского царя из династии Романовых, а вторая к имени одного из первых владельцев данного населенного пункта.

В реальности же история была такова. До 16 века - село "Михайловская слобода" называлась ЛУЖКИ, однако в этих местах был основан монастырь, настоятелем которого была монахиня Марфа, мать Михаила Романова. Часть жителей деревни Лужки не захотели платить монастырю и ушли на другую сторону Боровского холма, основали Зеленую или Зеленину Слободу (Так судя по всему звали бунтовщика), а жители старых Лужков, видимо также не охотно снабжали монастырь натуральным продуктом и деньгами, поэтому со временем они перешли во владение Михаила Романова и стали именоваться Михайловской Слободой, (Ну хотя бы номинально закрепились в правах на владения), а затем, Михайловская Слобода вообще была отдана одному из вельмож царя, а монастырь окончательно захирел и перебрался в Москву.

В общем сложная и запутанная история.

Вот тоже самое и с "Жуковской слободой". Если разбирать с названием клуба , то в сознание возникает такая каша, которую как говорится "ни в сказке сказать, ни пером описать", такая же "сложная и запутанная история". Вроде как получается, что "Жуковский" - это профессия? Нет не профессия, а фамилия. Кого? Основателя аэродинамики и русского поэта. По логике вещей именно они и могли освободить жителей "Жуковской слободы" от каких-то "налогов" и "сборов", но Николай Егорович и Василий Андреевич давно почили в бозе, поэтому не могли этого сделать, а жители города Жуковский и органы местного самоуправления, насколько мне известно, также не давали этим людям такого права.

В общем-то город у нас свободный, я бы даже сказал вольнодумный, поэтому никто и не обязан был давай какие-то права и разрешения на это создателям "Жуковской слободы". И в этом как раз их сила.

Свободный творческий полет их мысли создал некое новое и необычное явление, которое, повторюсь, не осталось незамеченным средствами массовой информации и естественно жителями.

На двух вечорах был аншлаг и это здорово... Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не шалило.

Но... как всегда мозг взрывается от роя нездоровых мыслей. Что же несет в массы "Жуковская слобода"? Что же такое их "вечора"?

Как сказала одна из создателей данного клуба на Совете предпринимателей города Жуковского, не берусь произнести дословно, но суть ее такова "это новая форма мягкого знакомства между мужчиной и женщиной", которая была традиционная в русских деревнях.

В общем-то этим все и сказано. Это те же "танцы" или "дискотека", но приправленная "русским духом", который к сожалению исходит из неизвестного места. Да, да, это так.

На том же Совете Предпринимателей города, второй создатель этого клуба на мой вопрос ответил мне, что он не является профессиональным историком и фольклористом, а также мне так никто и не смог ответить в какой же области России: вологодской, новгородской, самарской или мордовской - такие вечоры проводятся.

Конечно, для жителей города такие подробности в общем-то может быть и не важны. Ну, костюмы "аля рус" есть, гармошка, балалайка, бороды, платочек. Все "русское" вроде присутствует, ну и этого в общем-то достаточно. Этакий собирательный образ "русского" присутствует. Ну и хватит!

И ведь денег ребята за свое действо не берут. Вольны делать, что хотят. Да, вольны, но зачем же это называть "народными" традициям русского народа. Хотя и тут не совсем верно. В Совет предпринимателей они пришли за тем, чтобы попросить, чтобы наши городские коммерсанты оплатили за них их мероприятия. Речь идет об оплате аренды зала. Что вообще вызывает умиление. Надо же быть такими импотентами.

В сущности создатели клуба произвели на светто, чем всегда был силен наш город , а именно некий "микс" из народных традиций, собственных представлений и православного сознания - создав новое направление в городской культуре. Хотя если честно у слова "культура" не должно быть прилагательного, поэтому речь идет просто о "КУЛЬТУРЕ".

И вот тут возникает главный вопрос: ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО? Здесь надо разбираться конкретно.

Слово, которое меня насторожило, и которое многим нравится "мягкое знакомство". Что же это такое? А это когда дама платочком намекает на то, что ей понравился тот или иной мужчина, а тот перед ней пляшет или выделывает различные коленца, демонстрируя свои преимущества в силе, выносливости и платежеспособности.

В сущности это тот же поединок или дуэль из-за прекрасной дамы, но другим способом.В общем обычная "европейская традиция", которая ничего общего не имеет с исконно славянской традицией "умыкания невесты", которые были распространены на территории Руси в дохристианский период, и которая до сих пор сохранился среди "кавказских народов".

И все было бы ничего, сегодня считается, что дуэль это плохо, а драки - это удел "нехороших кавказцев", но...

Исключая традицию реального поединка мы - европейцы - уподобляемся страусам, спрятавшим голову в песок, не замечающих, что вокруг нас уже давно существует совершенно "другая" культура, которая не исключает этого элемента из своего сознания и даже наоборот уделяет ему максимальное влияние.

Что я имею в виду? Вот одна из "вечор" была посвящена масленице. И ребята продемонстрировали все элементы мероприятий, которые имели место быть в эти дни, за исключения одного "кулачные бои". А ведь именно это и было всегда кульминацией праздника, а отнюдь не поедание блинов и сжигание чучела зимы. Именно наблюдая за кулачными поединками выбирали себе женихов, чтобы потом на "Купалов день" они могли умыкнуть себе невесту, чаще по договоренности, возле реки, когда девки ходили купаться и пускали венки.

Но ведь "кулачный бой" - я имею в виду реальный бой, а не имитации, которыми сегодня потчуют сплошь и рядом клубы реконструкций, это и способ формирования сознания воина, мужчины, отца, это сплоченность и реальная проверка себя в реальном мужском деле.

Если сегодня пойти на тренировку клуба боевых единоборств "Спектр", http://www.zhukvesti.ru/articles/detail/32997/ или почитать фамилии победителей на соревнованиях, то славянских фамилий Вы там не найдете, а если и найдете, то их будет гораздо меньше, по сравнению с дагестанскими, осетинскими и так далее. И очень хорошо, что пока они еще считают себя россиянами.

Конечно, "Жуковская слобода" можем продолжать заниматься танцами и выделывать коленца, но не надо будет удивляться тому, что когда на их вечору, а вход туда свободный, придут эти крепкие парни, перетанцуют задорной лезгинкой всех, и увезут всех девушек с собой в горы, а девушки, я имею в виду настоящих женщин, которые хотят иметь здоровое и крепкое потомство, поедут с ними туда добровольно.

И будет очень печально, если среди завсегдатаев вечор не найдется ни одного мужчины, который сможет защитить свою традицию и свою культуру.

С уважение, Эдуард Семенов, зав.экспозиционным отделом МУК "Жуковский городской музей", координатор проекта "Жуковский музей истории покорения неба"

 "Жуковский музей истории покорения неба" по прежнему  приглашает создателей клуба "Жуковская слобода", да и не только их, всем кому интересна история нашей страны, истории нашего края для дискуссии и обмена информации.

Логин:
Пароль:
помнить меня
[ регистрация ]


Экспозиции
Экскурсии
Экспонаты
Коллекции
Выставки
Книга отзывов
Публикации
Фотогалерея
Жуковский клуб
исторического
виртуального
пилотирования

Поисковая работа
Жуковские сувениры
Схема проезда
Время работы

    Rambler's Top100